Итоги Подрост 2020

Всероссийский юниорский лесной конкурс «Подрост» проводился в период с октября по июнь 2019/2020 учебного года в рамках реализации:

плана мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 № 366-р (пункт 23);

приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 24 июля 2019 г. № 390 «Об утверждении перечня олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, на 2019/20 учебный год» (пункт 117).

Организаторы Конкурса – Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), Министерство просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России), федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Федеральный детский эколого-биологический центр» (ФГБОУ ДО ФДЭБЦ).

Участники Конкурса – обучающиеся общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций в возрасте от 14 до 21 года, а также педагогические работники и специалисты лесной отрасли.

Цель Конкурса – повышение уровня вовлеченности обучающихся
в проектную природоохранную деятельность, деятельность в области рационального природопользования и новых лесосберегающих технологий по изучению лесных экосистем, направленную на формирование экологической культуры, обеспечение личностного развития, профессионального самоопределения и повышения уровня естественнонаучной грамотности подрастающего поколения.

Номинации Конкурса:

для обучающихся – «Лесоведение и лесоводство», «Экология лесных животных», «Экология лесных растений», «Проектная природоохранная деятельность»; «Лучшая опытно-исследовательская работа обучающихся профессиональных образовательных организаций лесохозяйственного профиля»;

для педагогических работников и специалистов лесной отрасли – «Школьные лесничества – программно-методическое сопровождение деятельности».

Конкурс проводился в два этапа – региональный, федеральный (заочный и финальный).

В 2020 году на федеральный заочный этап Конкурса было представлено 249 конкурсных работ (исследований, проектов, образовательных модулей дополнительных общеобразовательных программ лесохозяйственного направления) из 65 субъектов Российской Федерации (14 республик, 9 краев, 38 областей, 2 автономных округа, г. Москва и Санкт-Петербург).

Из конкурсных материалов, представленных на федеральный заочный этап, 195 составили работы победителей регионального этапа и 54 – работы участников категории «самовыдвиженцы».

Работы федерального заочного этапа распределились по номинациям в следующем соотношении:

 

№ п/п

Наименование номинации

Количество работ

Статус - победитель регион. этапа

Статус - «самовыдвиженцы»

1.

«Лесоведение и лесоводство»

 

42

37

5

2.

«Экология лесных растений»

 

57

46

11

3.

«Экология лесных животных»

 

48

39

9

4.

«Проектная природоохранная деятельность»

 

53

44

9

5.

«Лучшая опытно-исследовательская работа обучающихся профессиональных образовательных организаций лесохозяйственного профиля»

 

22

7

15

6.

«Школьные лесничества  – программно-методическое сопровождение деятельности»

 

27

22

5

 

В финал Конкурса прошли 83 участника (75 обучающихся и 8 руководителей школьных лесничеств) из 43 субъектов Российской Федерации.

В связи со сложившейся неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), финальный этап Конкурса номинаций для обучающихся проводился Федеральным агентством лесного хозяйства с 22 по 26 июня в дистанционном формате (видеоконференция) в соответствии с Положением о Конкурсе

В видеоконференции финального этапа Конкурса приняли участие 73 обучающихся из 42 субъектов Российской Федерации.

Победителями и призерами Конкурса в номинациях для обучающихся стали:

 

Фамилия, имя, отчество

Субъект РФ

Статус

Наименование

работы

Номинация «Лесоведение и лесоводство»

Жирнова

Ольга Владимировна

Республика

Марий Эл

 

победитель

Почвенно-экологические условия формирования лесной растительности в окрестностях озера Яльчик Республики Марий Эл

Прокофьев

Федор Михайлович

Ленинградская область

призер

(2-е место)

Анализ начальных стадий онтогенеза дуба черешчатого и дуба красного в условиях Кингисеппского района Ленинградской области

Петерс

Никита Алексеевич

Белгородская область

призер

(3-е место)

Мониторинг естественного возобновления сосны в ООПТ «Ливенская Сосна»

Номинация «Экология лесных растений»

Борохович

Альбина Руслановна

Вологодская область

 

победитель

Динамика накопления фотосинтетических пигментов в хвое ели обыкновенной Picea abies и ели колючей Picea pungens

Сычева

Анастасия Сергеевна

Рязанская

область

 

призер

(2-е место

Эколого-биологическая характеристика ценопопуляций Corydalis solida (L.) Clairv. в условиях экотонов смешанных лесов Скопинского района

Синяков

Тимофей Александрович

Владимирская область

призер

(3-е место)

Дискомицеты Судогодского Синеборья Владимирской области: таксономическое разнообразие, особенности экологии и фенологии

Воронова

Софья Владимировна

Кировская

область

 

призер

(3-е место)

Изучение экологического состояния и естественного возобновления лесов в окрестностях города Нолинска

Номинация «Экология лесных животных»

Марочкина Екатерина Михайловна

Рязанская

область

 

победитель

Численность и пищевые предпочтения ушастой совы (Asia otus L.) в г. Рязани

Муравлёв

Дмитрий Евгеньевич

 Ростовская область

 

призер

(2-е место)

Эколого-фаунистическая характеристика насекомых отряда жесткокрылых северного отдела Кавказского государственного природного биосферного заповедника им. Х. Б. Шапошникова

Чернышова Виктория Евгеньевна

Воронежская область

 

призер

(3-е место)

Изучение многоножек (Myriapoda) Теллермановского леса

Ильичева

Валерия Евгеньевна

Ивановская область

 

призер

(3-е место)

Население дневных хищных птиц пойменных лесных комплексов на территории Федерального заказника «Клязьминский»

Номинация «Проектная природоохранная деятельность»

Тимахович

Николай Владимирович

Оренбургская область

 

 

победитель

Аксаковский парк: от прошлого к будущему

Усова

Полина Эдуардовна

Владимирская область

 

призер

(2-е место)

Я поведу тебя в Музей...

Ядреев

Данил Андреевич

Республика Саха (Якутия)

призер

(3-е место)

Зеленый щит лесным пожарам

Номинация «Лучшая опытно-исследовательская работа обучающихся профессиональных образовательных организаций лесохозяйственного профиля»

Поздняков

Сергей Александрович

Красноярский

 край

 

победитель

Сравнительная оценка различных методов определения запаса древостоев

Кузьмин

Кирилл

Александрович

Алтайский край

 

призер

(2-е место)

Особенности выращивания посадочного материала в условиях Бобровского лесничества Алтайского края

Метелкин

Сергей Витальевич

 

Владимирская область

призер

(3-е место)

Анализ естественного возобновления в различных лесорастительных условиях

 

Пантелеев

Дмитрий Владимирович

Ярославская область

 

призер

(3-е место)

Экологическая тропа – как часть проекта освоения лесов

 

Организаторы поздравляют победителей и призеров номинаций для обучающихся с успешным завершением Конкурса «Подрост-2020». 

Желают удач и успехов в достижении поставленных целей, новых творческих идей и свершений!

 

Финальный этап номинации для руководителей школьных лесничеств «Школьные лесничества – программно-методическое сопровождение деятельности» планируется провести в формате семинара во II полугодии 2020 года. Место и время проведения указанного мероприятия будет определено с учетом санитарно-эпидемиологической ситуации в стране.

Итоги Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост» в номинации «Школьные лесничества – программно-методическое сопровождение деятельности» и практического семинара «Организационно-методическая поддержка разработки модульной дополнительной общеобр

9 сентября 2020 г. в рамках программы практического семинара «Организационно-методическая поддержка разработки модульной дополнительной общеобразовательной программы «Школьное лесничество» состоялся финальный этап номинации «Школьные лесничества – программно-методическое сопровождение деятельности» Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост» (далее – Конкурс «Подрост»).

Участниками финала стали представители из 8 субъектов Российской Федерации (республики (3) – Башкортостан, Марий Эл, Чувашская; края - Красноярский; области (4) – Белгородская, Владимирская, Оренбургская, Тамбовская). На финале были представлены авторские разработки (мастер-классы), выполненные в контексте дополнительных общеобразовательных программ победителей федерального заочного этапа Конкурса «Подрост».

Жюри номинации была проведена оценка представленных на финале материалов, включая выступления и презентации результатов деятельности педагогов дополнительного образования, руководителей школьных лесничеств, и отмечены:

- деятельностный практико-ориентированный характер образовательных программ (Сафроновой Л.Н., Панкратьевой Т.А., Фатеева Н.М.);

- формирование у обучающихся перспективно-прогностической мотивации к профессиональной деятельности в лесной отрасли (Кузнецова А.В.);

- развитие нравственно-ценностных качеств у обучающихся школьных лесничеств посредством раскрытия смысла слов о лесе, о природе, сказанных замечательными людьми, писателями, поэтами, учеными (Абрамов С.П.);

- развитие познавательного интереса у обучающихся посредством вовлечения их в разные виды деятельности (Николаева К.А.);

- научно-организационная деятельность в условиях живой природы в период летних каникул (Мичуковой М.В., Мельниковой Г.А.).

Особое внимание жюри было обращено на то, что все конкурсные материалы были направлены на обновление содержания дополнительного образования детей естественнонаучной направленности и разработку образовательных программ «нового поколения», ориентированных на достижение качественно новых образовательных результатов и подготовку учащихся к жизни и выбору профессии.

К недостаткам отдельных выступлений следует отнести превышение временного регламента, раскрытие не в полной мере ответов на поставленные вопросы жюри, отклонение от темы выступлений.

Все участники номинации были отмечены сувенирной брендированной продукцией Федерального детского-эколого-биологического центра и дипломами за участие в финале Конкурса «Подрост».

По итогам работы жюри были определены победитель и три призера (призер – 2-е место, и два призера – 3-е место).

Победителем номинации стала Сафронова Любовь Анатольевна, руководитель Вернадского школьного лесничества Вернадовского филиала МБОУ Пичаевской средней общеобразовательной школы Тамбовской области. Мастер-класс на тему: «Использование метода моделирования на занятиях детского объединения «Юный лесовод» был признан лучшим на финале.

Статус призера (II место) был присужден Кузнецовой Алле Васильевне, руководителю школьного лесничества «Внуки Берендея» Новкинской основной общеобразовательной школы Камешковского района Владимирской области за мастер-класс на тему: «Мир лесных профессий».

Призерами (III место) стали двое конкурсантов  – Абрамов Сергей Петрович, руководитель Кинделинского школьного лесничества «Орлан» Оренбургской области, представившего  мастер-класс по теме: «Модуль «Слово о лесе» дополнительной общеобразовательной программы «Школьное лесничество»;  Мельникова Галина Аркадьевне, педагог дополнительного образования, методист  ГБУДО Республиканский детский эколого-­биологический центр Республики Башкортостан за мастер-класс «Модуль «Лесные звери Республики Башкортостан» дополнительной общеобразовательной программы «Введение в лесоведение».

Победителям и призерам были вручены дипломы и памятные подарки от Рослесхоза.

Мы поздравляем наших победителей и желаем новых творческих идей и их успешной реализации, профессиональных успехов и удач!

 

Кроме того, в период с 9 по 10 сентября 2020 г. с успехом был проведен практический семинар по теме: «Организационно-методическая поддержка разработки модульной дополнительной общеобразовательной программы «Школьное лесничество», организованный для педагогов  и руководителей школьных лесничеств, кураторов и наставников лесохозяйственных объединений обучающихся, включая представителей региональных органов исполнительной власти в сфере лесных отношений и образования.

Для участников семинара были представлены инновационные разработки по 11 образовательным модулям программы «Школьные лесничества», включающие полные комплексы учебно-методических материалов для проведения занятий со школьниками.

В дальнейшем образовательные модули будут доработаны по предложениям участников семинара и размещены в открытом доступе на официальном сайте Федерального агентства лесного хозяйства.

Организаторы Конкурса «Подрост» надеются, что дополнительная общеобразовательная программа «Школьное лесничество» и дополнительные общеобразовательные программы «Лесное дело», «Навигатор по лесным профессиям», разработанные в рамках «Методических рекомендаций по созданию Экостанций в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», помогут руководителям и наставникам школьных лесничеств с большим эффектом решать вопросы профессиональной ориентации  учащихся в лесохозяйственной сфере деятельности.